Суббота, 20.04.2024, 08:06
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "Ключанская СШ"

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 90
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Внедрение ИКТ в жизнь школы

Стремительно развивающиеся современные научные технологии стали основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни. Уровень и темпы развития ИКТ во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей и уровень развития подрастающего поколения.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В последние годы в связи с возросшими требованиями к уровню информационно-коммуникационной компетентности выпускников общеобразовательных учреждений изменяется и подход к формированию данной  компетентности. Сегодня человек живет в мире, где информация имеет огромное значение. Жизненно важно научиться правильно с ней работать. Новое информационное пространство предполагает овладение умением ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать различные проекты. Современный молодой человек должен научиться понимать компьютерную технику, умело применять  не только в обучении, но и в повседневной жизни. Эти умения  и должна привить ему  современная школа.

В настоящее время школа уже погрузилась в информационное пространство: компьютеры стали незаменимым инструментом не только для преподавателя, администратора, библиотекаря, но и, главное, для ученика.

Однако, применяя ИКТ в школьной деятельности, педагог не должен забывать о традиционных приёмах воспитания и конечной цели его. Говоря о положительных результатах применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, не стоит все же преувеличивать возможности компьютеров, поскольку передача информации – это не передача знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам хотя  и очень эффективные, но вспомогательные средства.

Внедрение ИКТ во все сферы школьной жизни на данном этапе развития российского образования решает следующую задачу: создание системы организационно-педагогических условий, при которых изменяется характер традиционного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, и как следствие этого – повышение качества образования.

 Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:  

1. автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;

2. использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса;

3.обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;

4.создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.

Школа на протяжении уже многих лет использует инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющие значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.

В настоящее время уже никто не оспаривает тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Владение информационными технологиями становится требованием и приметой нашего времени.

В нашей школе внедрение информационных технологий идет через реализацию социально-образовательных проектов цель, которых - повышение качества образования путем информатизации образовательно-воспитательного процесса.

 Работа по внедрению ИКТ в процесс обучения и воспитания в нашей школе осуществляется по следующим направлениям:

 I. Совершенствование материально-технической и ресурсной базы учебно-воспитательного процесса

II. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление учебно-методическим процессом в школе

III. Повышение педагогического мастерства

IV.  Освоение инновационных технологий

V. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

VI.  Психологическое сопровождение инновационного процесса в школе.

I. Совершенствование материально-технической и ресурсной базы учебно-воспитательного процесса.

Процесс информатизации образования в нашей школе начался в 1993 году. В 2006 году педагогический коллектив школы стал первым победителем приоритетного национального проекта «Образование» в Кораблинском районе и получил грант. Именно с этого времени началось активное внедрение компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс.

II. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление учебно-методическим процессом в школе.

Поэтому, для адаптированного внедрения ИКТ-технологий в учебно-воспитательный процесс, в 2000 году была разработана модель «10 шагов к успеху».

Как показала практика, базового уровня ИКТ-компетентности учителей далеко недостаточно для проведения уроков с применением информационных технологий, т.к. отсутствуют знания не только методик организации уроков с применением ИКТ, но и технологии организации учебной деятельности учащихся.

Шаг 1.

 Для подготовки учителя, владеющего ИКТ, в школе были организованы постоянно действующие компьютерные курсы для учителей-предметников «Современный учитель: оптимизация работы» (руководитель Новикова В.Н., Миронова Т.В.). Результатом работы этих курсов являются созданные учителями цифровые образовательные ресурсы, которые они  постоянно используют при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

     Информационные технологии становятся базой современного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Данная идея становится основной в определении содержания методической работы школы, это определяет следующий шаг.

Шаг 2.

 Для повышения компетентности педагогов в области современных образовательных технологий в школе был организован научно-методический семинар по их изучению. При организации работы семинара очень важно информационный подход к повышению квалификации педагогов, заменить развивающим и личностно-ориентированным обучением, создавая условия, обучающую среду и деятельность, при которых происходит формирование и развитие личности учителя. Изучение современных образовательных технологий: проектной, модульного обучения, проблемного обучения, исследовательской - организуется таким образом, что педагогу предлагается не руководить деятельностью учащихся, а самому пройти весь путь по созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри».

Деятельность учителя на первых двух шагах организована в нескольких направлениях: приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование собственных идей, а последующие шаги предоставляют возможность проверки действенности своих инновационных идей.

Шаг 3.

 Практическая деятельность «Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе» включает в себя подготовку и проведение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний с применением современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Работа на данном этапе происходит в творческих группах на базе одного из мультимедийных кабинетов. Для оказания педагогам методической помощи в режиме индивидуального консультирования работают заместитель директора по воспитательной работе Миронова Т. В., учителя информатики Новикова В. Н., Бибичева Е.С., руководитель методического объединения Рогачева Л. Д.

Шаг 4.

 Весьма важным аспектом методической работы в школе является формирование проектной культуры отдельного учителя и всего коллектива в целом. Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает развивать профессиональную компетентность.

  В школе разрабатывается и реализуется система социально-образовательных проектов, направленных на модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом, планирование и развитие ОУ, повышение квалификации педагогов. Процесс реализации этих проектов позволяет решить несколько задач: реализовать стратегию инновационного развития школы, повысить проектную культуру педагогов, создать условия для использования инновационного метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, организовать социальное партнерство между всеми участниками школьного образовательного пространства учителями, учениками, родителями. С 2009 года в школе разработан и начал реализовываться  мегапроект «Когда изменяемся мы - изменяется мир!», объединяющий в себе работу по различным направлениям учебно-воспитательного процесса школы.

 

Шаг 5.

 Участие педагогов в семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикация и распространение своего опыта работы. Работа на данном этапе строится на акмеологической концепции: в основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности.

В решении этих вопросов помогают СМИ: информационно-методический бюллетень «Кораблинский педвестник» УО и МП, газета «Кораблинские вести», Кораблинское телевидение, издательская деятельность РИРО, «Учительская газета», методические журналы, Интернет.

Шаг 6.

Особое место занимает анализ учебной деятельности в школе.  Программа  Microsoft Excel  используется для оформления статистики: построения диаграмм, графиков.

Шаг 7.

 Организация школьных мероприятий и конкурсов, а также участие в районных, областных и Всероссийских конкурсах, конференциях, форумах с докладами, презентациями, оформленными  с помощью ИКТ, происходят на хорошем профессиональном уровне, неизменно привлекают внимание, получают высокие оценки.

Шаг 8.

Методическая деятельность  занимает особое место в работе администрации по информатизации образовательного процесса.  Цель методического направления – повысить интерес педагогического и ученического коллектива к освоению компьютерных технологий, стимулировать повышение педагогического мастерства в этом направлении.

Шаг   9.

Активное использование администрацией и сотрудниками школы технических средств и электронных материалов при проведении педсоветов, семинаров, при участии в конкурсах различного уровня, оформлении проектов разной направленности. Важное  место при этом занимает издательская деятельность школьного социума: выпускаются бюллетени, сборники, афиши, общешкольная газета, газета органа ученического соуправления «Изумрудный город», информационные листки и т.п..

Активно ИКТ используются в административной деятельности, в школьной библиотеке:

1.                 Информатизация делопроизводства.

2.                 Создание системы управления всеми видами экспериментов в школе.

3.                 Создание и эксплуатация информационной базы по внедрению образовательных стандартов.

4.                 Расширение контактов учащихся школы с учащимися стран мира посредством электронной почты.

Технологизация обучения педагогических кадров на уровне практико-ориентированных курсов поддерживает совершенствование учебного процесса, обеспечение его системности и целостности. Это позволило

·  реализовать идею непрерывного образования педагогов;

·  совершенствовать урок с позиций современных требований;

·  развивать информационно-коммуникационных технологии  в системе образования ОУ.

Шаг 10.

Администрация школы использует для систематизации данных приложения из пакетов «Первая Помощь».. В конце каждого триместра на совещании при директоре рассматривается вопрос об успеваемости, основой  которого служат отчеты «Анализ успеваемости по классам», полученные в программном комплексе «1С: Управление школой». Анализ качества обученности учащихся по классам и по предметам позволяет выявить:

·                   учителей, рекомендованных для поощрения за высокие показатели успеваемости учащихся;

·                   учителей, которые должны усилить работу со «слабыми» учащимися, качество знаний у которых низкое.


Все более и более возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий в сфере образования не только позволяет полнее и качественнее научить ребенка добывать новую информацию, но и выстраивает качественно новые отношения в связи «учитель-ученик». С мелом в руке можно, конечно, объяснить многое, но применение интерактивных досок, компьютерных программ, мультимедийных проекторов и других технических средств, современных информационных и телекоммуникационных технологий (технологии мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиатехнологий) помогает полнее, ярче, быстрее отобразить картину окружающей действительности. Кроме того, учитель, компетентно обращающийся с компьютерной техникой, вызывает уважение у подростка, интерес к предмету, активизирует желание подняться до более высокого профессионального уровня в этой области.

III. Повышение педагогического мастерства.

Одним  из главных направлений, которое реализуется благодаря  внедрению ИКТ в практику управления школой, является повышение профессионального мастерства учителя. Решение этой проблемы невозможно без постоянного отслеживания достижений и систематической оценки результатов деятельности учителя. Для этого ведётся мониторинг профессионального мастерства учителя: учитываются результаты аттестации, участие в разных мероприятиях – школьных и внешкольных, результативность.

   Также важны количественные показатели работы учителя: результаты контрольных работ; текущая и итоговая успеваемость по предмету по триместрам, за год; качество знаний, успеваемость. Но нельзя забывать, что главным всё же является процесс обучения и человеческий фактор, а информационно-коммуникационные технологии – это лишь мощный инструмент, позволяющий решать традиционные и инновационные дидактические задачи удобным и более быстрым способом.

В новых условиях, когда идёт массовое освоение средств ИКТ и их активное внедрение в традиционные дисциплины, перестройка системы непрерывного образования, введение дистанционного обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным, учителя школы оказались перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как Интернет-педсовет, Интернет-конференция, электронная почта, электронные книги, системы мультимедиа, «Электронная учительская». В педагогическом коллективе школы нами были пересмотрены организационные формы учебного процесса и подходы к управлению образовательным учреждением.

В педагогическом коллективе созданы условия для разработки учебно-методических комплексов (УМК). Регулярно отслеживаются результаты деятельности по созданию информационного пространства в школе посредством мониторинга, создаются условия для эффективного использования компьютерного оборудования и программного обеспечения в интересах образования.

Результатом является функционирование единой образовательной информационной среды в Ключанской школе, обновление подходов к образовательному процессу и упорядочивание ресурсов в этой среде, как образовательного, так и управленческого назначения. Считаем, что успех образовательного процесса и управления в нашем учреждении во многом зависит от соблюдения таких  принципов, как компетентность, гуманность, инновационность, толерантность, прагматизм.

Чтобы  процесс информатизации образования действительно имел позитивные результаты, очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели желание использовать возможности компьютера в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение учителями новыми для них формами работы.

IV. Освоение инновационных технологий.

         Работа  по повышению педагогического мастерства позволила нашим учителям на данном этапе осваивать и внедрять инновационные технологии. В настоящее время в школе практически все учителя успешно освоили и используют новые информационные технологии. Они позволяют прежнему содержанию дать новое звучание, расширить кругозор школьников по своим предметам,  вызвать интерес к учебе в целом, который, как нам известно, в последнее время несколько снизился.

Сам подход к подготовке урока для учителя становится инновационным, поскольку, помимо традиционных источников, он может пользоваться различными сетевыми ресурсами, готовыми разработками уроков, адаптируя их под конкретную ситуацию, конкретные образовательные задачи.

V.  Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс

Одной из задач и функций школьной информационной среды является повышение мотивации школьников к освоению информационных технологий в рамках учебного предмета «Информатика»,  а также мотивации педагогов к самообразованию.

В урочной и внеурочной деятельности используются программные продукты по информатике, химии, физике, биологии, истории, математике, иностранному языку, литературе, русскому языку и другим предметам. Учащиеся школы, изучая информатику, готовятся к использованию компьютерных технологий по большинству из направлений дополнительного образования, предоставляемых школой. На уроках информатики учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельной, творческой работы над конкретными задачами с практическим использованием информационных технологий, которые так необходимы для успешного обучения и участия в региональных проектах.

Созданная информационная школьная система предоставляет возможность ученикам стать участниками открытого образования.

Сегодня педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач.

 Учащиеся школы активно принимают участие в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах и занимают призовые места, так как имеют высокий уровень владения компьютерными технологиями, а значит, они уже сейчас конкурентоспособны.

ИКТ в административной деятельности.

Деятельность любого руководителя школы XXI века сейчас все в большей степени зависит от его информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести значительную работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Выбор рациональных решений в сфере управления образованием требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств, к которым, прежде всего, относится компьютер. Руководитель  школы должен проработать и представить вышестоящим организациям огромное количество документов, писем, инструкций, отчетов и т.п., поэтому без компьютерных информационных технологий современному организатору образования просто не выжить.

Работа с программой для автоматизации управления образовательным учреждением «1С:ХроноГраф. Школа 2.5» позволяет нам решить целый ряд проблем без больших ресурсных затрат: создать информационные банки данных общего пользования, эффективно реализовывать на базе данной информации систему планирования и управления учебным процессом, своевременно формировать отчетную документацию.

VI. Психологическое сопровождение инновационного процесса в школе.

Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику современной жизни. Сегодня дети живут в мире, отличном от того, в котором выросли их родители. Развитие информационных технологий ставит перед психологией новые вопросы: в частности, о том, какое влияние оказывает на развитие, поведение, здоровье ребенка опыт работы с компьютером.

Психологическое сопровождение  образовательного процесса,  наблюдение за учащимися, особенно у педагогов, активно использующих ИКТ на своих уроках, позволяют говорить о том, что информатизация образования помогает практически индивидуализировать учебный процесс при сохранении его целостности, расширить спектр учебной деятельности, усовершенствовать организационные формы и методы обучения. Это, в свою очередь, активизирует самостоятельность обучаемых, развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Учащиеся без труда начинают работать с разными источниками информации, вовлекаются в конструирование собственных представлений об окружающем мире; не просто усваивают готовые знания, а на основе этих знаний формируют собственное мировоззрение.

Однако в настоящее время не все изменения, происходящие с детьми в результате внедрения ИКТ в школьное образование, можно однозначно отнести к числу положительных. Так, например, в ходе психологических наблюдений выявлено, что некоторые школьники, имеющие доступ к ИКТ, имеют тенденцию к индивидуализации, обособленности, демонстрируют превосходство над теми, у кого нет высококлассной техники и т.д.

Некоторые учащиеся не могут перенести свой положительный опыт в освоении знаний по отдельным предметам школьного цикла, полученный в ходе работы с компьютером, на уроки, проводимые в традиционной форме. Часть учеников, познакомившись с более интересной и разнообразной работой на компьютере, не хочет выполнять кропотливую, порой однообразную, но необходимую в учебной деятельности работу. Хотя эти явления не носят массового характера, они делают проблему психологического сопровождения применения ИКТ в образовании весьма актуальной.

Использование информационно-коммуникационных технологий даёт принципиально иные возможности не только в получении человеком новых знаний, но и в развитии его познавательной и эмоциональной сфер. Организация учебного процесса должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала, психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должны выполнять определенную образовательную функцию, помогая ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности школьников разного возраста, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер.

Образовательный мониторинг с помощью программных продуктов позволяет

·  педагогам своевременно отбирать необходимые технологии, адекватные развитию контингента детей, и корректировать образовательный процесс;

·  учащимся – работать в направлении самообразования, самосовершенствования и саморазвития;

·  родителям целенаправленно помогать и проводить воспитательные и другие мероприятия со своими детьми;

·  административным работникам – анализировать и прогнозировать развитие образовательной среды школы, выделять главные факторы и причины  неудач, их возможные последствия, планировать управленческие решения.

 

 

 

 

 

1. Использование ИКТ в административной и управленческой работе позволяет повысить оперативность выполнения решений, снизить временные затраты на подготовку и ведение документации, модернизировать делопроизводство, перевести всю деятельность школы на более качественный современный уровень.

2. Информационная среда школы существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин и снижает трудоемкость работы учителя при подготовке и проведении занятий. Информатизация преподавания полезна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, общую информационную культуру учителя. Для ученика информатизация обучения привлекательна тем, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от отношений «учитель – ученик» к отношениям «ученик – компьютер – учитель», повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность получения дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осуществляется целенаправленный выбор вуза, престижной работы.

3. Надежно организованная информационная среда позволяет мобильно, качественно и оперативно создавать, сопровождать и пополнять информационный банк данных школы по различным направлениям, что, в свою очередь, решает ряд проблем, связанных с поиском необходимой информации, ее обработкой и использованием в ходе учебно-воспитательного процесса.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: LadyFeniX (19.04.2012)
Просмотров: 10036 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024